Го это искусство. Искусство оценивать сложную ситуацию, планировать варианты развития событий, принимать решения.
Го это искусство. Искусство видеть через игру себя, свои сильные и слабые стороны. Менять свои паттерны поведения.
Го это искусство. Искусство видеть как игра похожа на жизнь, а жизнь похожа на игру.
Когда я начинаю заниматься с учеником, для меня главное, чтобы игра Го стала для ученика искусством. Чтобы там можно было черпать вдохновение, искать ответы, видеть аналогии.
С самого начала обучения я учу видеть, понимать на что надо смотреть и не упускать из внимания. Потому что, самое основное что происходит - это постоянно меняются какие-то параметры, и надо их выделить и наблюдать за ними. Тогда, на их основе, можно будет строить планы по движению к цели.
Второе, чему я учу, это строить планы. Причем, именно исходя из того, что события не обязаны развиваться наиболее удобным для тебя способом. И нужно учитывать интересы других игроков, потому что вы все равно в каких-то местах будете разрешать споры. Но если интересы другого игрока не учитывать вовсе, то, скорее всего, ты попадешь в какую-то историю. Ну, например, раннее вторжение, то есть человек вложился, хочет строить территорию, а ты зачем-то туда в самом начале партии залез, ну и это приведет к плохим последствиям, что скажется на игре в целом.
Третье, чему я учу, это удерживать состояние при принятии решений. То есть не торопиться, не поддаваться резким эмоциям. А если нужно принять важное решение, то взвесить его, пусть даже по интуиции, но принять его уже согласно полностью своим ощущениям, а не под воздействием эмоций.
Четвертое, чему я учу, как реагировать на неожиданный ход противника, как реагировать на разрушение планов, на ошибку, как надо перестраиваться и искать способы игры дальше. Если они есть, если потери не слишком большие и надо начинать новую игру, со старой заканчивать. Тоже в некотором смысле эмоциональная отвязка от тех планов, которые строил, не пытаться в них еще вбухивать энергию с учетом того, что они уже не работают.
Еще я учу воспринимать определенные принципы, которые, скажем так, заложены в игру и как-то перекликаются с теми принципами, которые существуют в этом мире. Знать о них, видеть их, искать их. Умение, по сути, проводить аналогии. То есть я учу видеть мир многомерным.